|
БАКУЛИНА Валентина Леонидовна, учитель-логопед МОУ «СОШ №21»
|
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
|
Год рождения
Образование
Квалификация
Педагогический стаж
Стаж по специальности
|
1956
высшее, МОСУ по спец-ти "Коррекционная педагогика и специальная психология" (1996)
учитель-логопед высшей категории
25 лет
19 лет
|
Методическая тема: «Активные методы обучения в логопедической работе»
Активные методы обучения совместно с технологией модерации позволяют за счёт новых форм представления информации, её восприятия, обсуждения, осмысления и анализа повысить в несколько раз эффективность и качество обучения, сократить сроки коррекционной
работы с обучающимися. Применение АМО на логопедических занятиях позволяет повысить познавательную активность обучающихся, активно вовлекает учащихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учеников, развивает их творческие способности.
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагаются конспекты уроков для учащихся третьих классов по теме «Типы текста». (Третий этап коррекционного развития).
Учащиеся с нарушением чтения и письма, обусловленным несформированностью языковых средств, испытывают трудности при написании сочинений, поэтому с такими детьми при подготовке к сочинению мною проводится предварительная работа. Она показана в конспектах уроков на темы: «Сочинение «Описание берёзы», «Сочинение-рассуждение «За что я люблю осень?», «Почему берёзу считают символом России?», «Сочинение о маме».
Сначала ученики знакомятся с произведениями композиторов, художников, писателей, поэтов на тему сочинения. Затем обучающиеся анализируют стихи и тексты на заданную тему, отбирают материал (сравнения, эпитеты) для сочинения из произведений художественной литературы. Знакомство с произведениями сопровождается презентацией, которая делает учебный материал более доступным, содержательным, выразительным.
Наиболее подготовленные учащиеся заранее готовят сочинения-презентации, выступают с ними на уроке, что помогает подготовиться к сочинению более слабым ученикам. Далее обучающиеся пишут черновой вариант сочинения по данному плану. На следующем уроке сочинения обсуждаются и редактируются. И только после редактирования дети пишут чистовой вариант сочинения. Такая методика даёт положительные результаты.
При подготовке к сочинению применяются разнообразные методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (презентации), практический (анализы текстов, отбор материала к сочинению, написание сочинения), метод проектов (составление домашних презентаций), проводится фронтальная (эвристическая беседа), групповая (подбор материала к сочинению, редактирование сочинений) и индивидуальная работа, создаются здоровьесберегающие условия (смена видов деятельности, физкультминутки), применяются активные методы обучения. Контроль за знаниями осуществляется в течение всего урока.
При работе над сочинениями разного типа речи обучающиеся отрабатывают умения и навыки конструирования текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения, учатся строить самостоятельные высказывания, подбирать и систематизировать материал к сочинению, отбирают языковые средства, адекватные замыслу высказывания, усваивают этапы работы над сочинением, учатся анализировать и редактировать сочинения.
На логопедических занятиях с учащимися с общим недоразвитием речи необходимо учитывать их психофизиологические особенности развития: отсутствие осознанной учебной мотивации, необходимость дозированной подачи материала, необходимость использования всех анализаторов.
Использование на уроках ИКТ позволяет дозировать подачу речевого и наглядного материала, задействовать зрительные и моторные анализаторы, повысить учебную мотивацию. Визуализация речевого материала не только ускоряет запоминание учебного материала, но и делает его осмысленным и долговременным. Использование ИКТ, активных методов обучения на логопедических занятиях с учащимися повышает эффективность коррекционной работы, сокращает сроки коррекционной работы с
обучающимися.